муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска «Гимназия № 10»
О школе
Средняя общеобразовательная школа № 25 открыта в 1979 году.
С 2005 года имеет статус МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 10».
История школы
Нагорновская неполная средняя школа открыта в августе 1939 года. До открытия школы в Нагорном дети учились в двухкомплектной Фадеевской школе, дальнейшее образование они продолжали в школах Мурманска и Колы. Семилетняя Нагорновская школа имела четыре классных помещения, занимались в две смены. Первым директором школы был Василий Федорович Ковязин, погибший в годы Великой Отечественной войны. От Нагорновской неполной средней школы ведут свою историю средние школы № 21 и № 25.
С 1941 года по 1947 год семилетняя Нагорновская школа работала как начальная школа, а в 1948 году вновь стала неполной средней школой. В 1952 году школе предоставили новое (первое каменное в посёлке) здание, затем в нем располагался Дом творчества Первомайского района, сейчас находится экономический лицей № 1.
В 1953 году школа стала средней. В 1954 году посёлок Нагорное вошёл в черту Микояновского района города Мурманска и школа получила № 21. В 1956 году часть педагогического коллектива и учащихся СШ № 21 перешла в новое (второе каменное в посёлке) здание, сейчас это специнтернат для слабослышащих детей, а в прежнем открылась семилетняя школа № 25. Поэтому до 1956 года в сведениях о школах № 21 и 25 указаны одни и те же директора. С 1979 года школа переезжает в новое здание, в котором и находится по сей день.
«Полярная правда» за 1 сентября 1979 года Р. Велигина писала:
«Первое утро осени. Над Мурманском плывут низкие облака. А настроение у детей и взрослых по-весеннему радостное. По дороге, ведущей к новому школьному зданию, выросшему в 301 микрорайоне города, движется ребячий поток. Весёлые лица, ярко пламенеющие галстуки… Наступает торжественный ритуал открытия школы. Директору школы Я.А. Фельдштейну вручают символический ключ. Запомнилось трогательное выступление ребят, заявивших «Лучшей школы в мире нет». Наступает долгожданная минута: разрезают алую ленточку у входа — путь в школу открыт. Торжественно вносят пионеры в новое здание знамёна своей школы — школы №25. И вот уже зазвенело детскими голосами новое здание»
С 1 сентября 2005 года — МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 10», в которой обучается около 900 учащихся.
Выдержка из книги А. А. Киселёва, посвященной улицам Мурманска:
«А в доме № 11 расположена школа, ныне гимназия № 10. Ее история началась еще до войны. Тогда Фадеевская начальная школа была малокомплектной и размещалась в обычном бараке. Затем в 1939 году на ее базе в поселке Нагорном открылась семилетка, которая в 1952 году переехала в первое каменное здание поселка (ныне здание лицея № 1). А в 1979 году, когда Нагорное уже было микрорайоном Мурманска, школа получила свой городской номер (№ 25).
В декабре 2004 года школа отметила 50-летний юбилей. К этому времени в каждом классе был телевизор, а в школе открыт телецентр. Директор Алла Ивановна Малышкина в дни юбилея рассказывала о школьном видеоархиве: «Нынешние выпускники могут увидеть себя первоклашками. Есть в архиве и уникальные съемки ветеранов Великой Отечественной войны, которых уже нет в живых. Телестудия школы подготовила документальный видеофильм об Олеге Найденове, который часто приходил в гости к ребятам…».
Образование и формы обучения
В МБОУ г. Мурманска "Гимназия № 10" форма обучения очная.
Программа развития
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование Программы |
Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска «Гимназия № 10» на 2021 – 2024 г.г. (далее - Программа) |
Нормативно-правовые основания для разработки Программы |
Конституция Российской Федерации. Конвенция о правах ребѐнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации». Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. Государственная программа от 30.12.2015 № 1493 «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 - № 827. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413. Основы государственной и молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. СанПиН 2.4.2.2321-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189. Государственная программа «Развития образования на 2018-2025 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642. Государственная программа Мурманской области «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 568-ПП. Муниципальная программа города Мурманска «Развитие образования» на 2018-2024 годы», утвержденная постановлением администрации города Мурманска от 13.11.2017 № 3604. Устав МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 10». Локальные нормативные акты МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 10» (далее - Гимназия) |
Разработчики Программы |
Администрации Гимназии; участники образовательных отношений |
Цель Программы |
Повышение конкурентных преимуществ Гимназии как образовательной организации, ориентированной на создание условий для формирования успешной личности учащегося |
Задачи Программы |
|
Период и этапы реализации программы |
Программа реализуется с 2021 по 2024 годы. 1 этап. 2021 год: разработка документов, направленных на методическое, кадровое и информационное развитие, проведение промежуточного мониторинга реализации программы. 2 этап. 2022-2024 годы: реализация мероприятий, направленных на достижение результатов программы, промежуточный мониторинг реализации мероприятий программы, коррекция программы. 3 этап. 2024 год: итоговый мониторинг реализации мероприятий программы, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и постановка новых стратегических задач развития. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг через совершенствование структуры и содержания образовательной процесса с учетом внедрения инновационных подходов. - Дальнейшая информатизация образовательного процесса и управления. - Расширение социально-партнерских связей - Изменение образовательной среды: пополнение материально-технических ресурсов Гимназии современным учебным компьютерным оборудованием и программным обеспечением |
Источники финансирования Программы |
Бюджет муниципального образования город Мурманск, внебюджетные средства |
2. Информационно-аналитическое обоснование Программы
2.1. Общие сведения о Гимназии
Название образовательной организации |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска "Гимназия № 10" |
Нормативно-правовая база |
|
Учредитель |
Комитет по образованию администрации города Мурманска |
Руководитель образовательной организации |
Малышкина Алла Ивановна |
Юридический и фактический адрес |
183014, г. Мурманск, ул. Баумана. д.11 |
Телефон (факс) |
+7 (8152) 53-61-53 |
Электронный адрес |
|
Официальный сайт |
|
Организационно – правовая форма |
Муниципальное бюджетное учреждение |
Вид образовательного учреждения |
Гимназия |
Тип |
Общеобразовательное учреждение |
Режим работы |
1-4 классы – пятидневная учебная неделя 5-11 классы - шестидневная учебная неделя |
Количество смен |
1 |
Учебный год |
Учебный год делится на 4 учебные четверти |
Развитие Гимназии осуществлялось в соответствии с Программой развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Мурманска «Гимназия № 10» на период 2017-2020 годы.
Сеть классов
Количество классов |
||||
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
||
1 – 4 классы |
6 |
8 |
8 |
|
5 – 9 классы |
19 |
18 |
17 |
|
10-11 |
5 |
5 |
6 |
|
Всего |
30 |
31 |
31 |
|
Количество учащихся |
||||
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
||
1 – 4 классы |
176 |
231 |
240 |
|
5 – 9 классы |
525 |
497 |
477 |
|
10-11 классы |
137 |
138 |
164 |
|
Всего |
838 |
866 |
881 |
|
Анализ комплектования контингента за последние 3 года показывает стабильность общего количества учащихся Гимназии.
Контингент учащихся 2020\2021 уч.г.
Численность учащихся |
855 человек |
Количество классов |
30 классов |
Средняя наполняемость классов |
28,5 чел. |
Начальная школа |
246 человек (8 классов) |
Основная школа |
448 человека (16 классов) |
Средняя школа |
161 человек (6 классов) |
Характеристика социального статуса семей
Категории семей |
всего семей |
в них детей |
|
1 |
Общее количество многодетных семей в Гимназии |
73 |
233 |
количество семей, в которых воспитывается: - 3 - е детей |
64 |
192 |
|
- 4 - ро детей |
6 |
24 |
|
- 5 и более детей |
3 |
17 |
|
2 |
Количество малообеспеченных семей |
80 |
106 |
3 |
Количество неполных семей |
124 |
276 |
- проживающих с одним законным представителем – матерью |
120 |
272 |
|
- проживающих с одним законным представителем – отцом |
1 |
1 |
|
- проживающих в семьях родственников (дети, не имеющие статуса «оставшихся без попечения родителей») |
3 |
3 |
|
4 |
Количество семей, признанных находящимися в социально опасном положении |
0 |
0 |
5 |
Количество опекаемых семей в Гимназии |
6 |
7 |
6 |
Количество приёмных семей в Гимназии |
0 |
0 |
7 |
Количество семей, состоящих на учете в ГДН ОП УМВД России по г. Мурманску |
0 |
0 |
8 |
Количество социально неблагополучных семей, состоящих на ВШУ |
1 |
1 |
Основной контингент Гимназии составляют социально благополучные семьи. Однако высок процент количества малообеспеченных и неполных семей.
2.2. Результативность работы Гимназии
Уровень и качество обученности
Качество знаний % |
|||
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
|
1 – 4 классы |
82 |
82 |
86,8 |
5 – 9 классы |
54 |
80 |
81 |
10-11 классы |
62 |
60 |
72 |
Всего |
66 |
74 |
79,8 |
Уровень обученности % |
|||
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
|
1 – 4 классы |
100 |
100 |
100 |
5 – 9 классы |
100 |
100 |
100 |
10-11 классы |
100 |
100 |
100 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
Медалисты |
|||
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
|
14 |
14 |
19 |
Уровень обученности и качества знаний остается стабильным за последние 3 года.
Результаты государственной итоговой аттестации
Динамика результатов ГИА по программам основного общего образования
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
|
Качество знаний |
|||
Русский язык |
79 |
84 |
ГИА по программам основного общего образования не проводилась |
Математика |
76 |
81 |
|
Физика |
81 |
94 |
|
Химия |
86 |
94 |
|
Информатика |
77 |
95 |
|
Биология |
75 |
81 |
|
География |
65 |
79 |
|
Английский язык |
92 |
100 |
|
Обществознание |
71 |
75 |
|
Литература |
75 |
80 |
|
История |
------- |
67 |
|
Уровень обученности |
|||
Русский язык |
100 |
100 |
ГИА по программам основного общего образования не проводилась |
Математика |
100 |
100 |
|
Физика |
100 |
100 |
|
Химия |
100 |
100 |
|
Информатика |
100 |
100 |
|
Биология |
100 |
100 |
|
География |
100 |
100 |
|
Английский язык |
100 |
100 |
|
Обществознание |
100 |
100 |
|
Литература |
100 |
100 |
|
История |
------- |
100 |
Динамика результатов ГИА по программам среднего общего образования
Год выпуска/ Предмет |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Средний балл по гимназии |
Средний балл по ОУ г.Мурманска |
Средний балл по гимназии |
Средний балл по ОУ г.Мурманска |
Средний балл по гимназии |
Средний балл по ОУ г.Мурманска |
|
Русский язык |
76,2 |
72,32 |
78,0 |
73,9 |
81 |
66,9 |
Математика (профиль) |
57,9 |
56,38 |
71,2 |
65,3 |
65 |
57,27 |
Математика (базовый) |
16,7 |
15,8 |
18.4 |
16,7 |
- |
- |
Обществознание |
64,3 |
63,34 |
56,5 |
61,29 |
65 |
59,77 |
История |
63,6 |
63,91 |
44 |
63,17 |
66 |
63,27 |
География |
65 |
63,35 |
||||
Литература |
74,3 |
69,73 |
68,3 |
64,31 |
78 |
63,87 |
Английский |
62,1 |
63,35 |
81 |
61,88 |
76 |
75,17 |
Информатика |
77 |
67,71 |
75,9 |
70,04 |
73 |
68,18 |
Биология |
66,2 |
62,51 |
65,3 |
63 |
64 |
58,74 |
Физика |
66,7 |
58,54 |
62,9 |
60,63 |
63 |
60,04 |
Химия |
69,1 |
67,6 |
78,1 |
69,83 |
68,3 |
62,26 |
Анализ результатов государственной итоговой аттестации показывает стабильно высокий уровень обученности по всем предметам.
Результаты обучающихся по итогам независимой оценки качества образования (ВПР)
Парал-лель |
Предмет |
Уровень обученности |
Качество знаний |
Средний балл |
||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
4 классы |
Русский язык |
100 |
97 |
92 |
92 |
4,4 |
4,4 |
|||
Математика |
100 |
100 |
97 |
98 |
4,6 |
4,6 |
||||
Окружающий мир |
100 |
100 |
95 |
98 |
4,1 |
4,6 |
||||
5 классы |
Русский язык |
97 |
100 |
97 |
54 |
84 |
88 |
3,6 |
4,1 |
4,2 |
Математика |
97 |
100 |
96 |
75 |
76 |
75 |
4,2 |
4,1 |
4,2 |
|
История |
100 |
100 |
97 |
89 |
86 |
91 |
4,1 |
4,3 |
4,6 |
|
Биология |
100 |
100 |
89 |
76 |
90 |
86 |
4,1 |
4,4 |
4,2 |
|
6 классы |
Математика |
95 |
100 |
63 |
82 |
3,8 |
4,1 |
|||
Русский язык |
100 |
100 |
76 |
79 |
3,9 |
4,2 |
||||
История |
96 |
100 |
76 |
98 |
3,8 |
4,6 |
||||
Биология |
89 |
100 |
63 |
78 |
3,8 |
4,1 |
||||
Обществознание |
99 |
100 |
73 |
78 |
3,8 |
4,2 |
||||
География |
100 |
100 |
97 |
97 |
4,3 |
4,3 |
||||
7 классы |
Иностранный язык (английский) |
100 |
77 |
4,0 |
||||||
Обществознание |
90 |
69 |
3,8 |
|||||||
Русский язык |
98 |
71 |
4,1 |
|||||||
Биология |
95 |
77 |
4,1 |
|||||||
География |
100 |
87 |
4,2 |
|||||||
Математика |
94 |
72 |
4,1 |
|||||||
Физика |
93 |
74 |
4,0 |
|||||||
История |
91 |
63 |
3,6 |
Анализ результатов итогов независимой оценки качества образования показывает стабильно высокий уровень обученности по всем предметам.
Результаты участия учащихся в мероприятиях различного уровня
Всероссийская олимпиада школьников
Учебный год |
Школьный этап |
Муниципальный этап |
Региональный этап |
|||
Кол-во |
Кол-во призеров и победителей |
Кол-во |
Кол-во призеров и победителей |
Кол-во |
Кол-во призеров и победителей |
|
2017-2018 |
322 |
88 |
201 |
45 |
21 |
9 |
2018-2019 |
418 |
109 |
200 |
39 |
23 |
6 |
2019-2020 |
435 |
105 |
160 |
37 |
27 |
4 |
Ежегодно 78 % учащихся Гимназии принимают активное участие в мероприятиях интеллектуальной, творческой и спортивной направленности. В дистанционных олимпиадах ежегодно принимают участие 79% учащихся. Увеличивается количество педагогов, ориентированных на целенаправленную работу по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Готовность учащихся к продолжению образования в профессиональных ОО
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
|
Кол-во выпускников получивших аттестат |
96 |
110 |
114 |
Доля выпускников продолживших обучение в 10 классе |
68% |
72% |
78% |
Большинство выпускников 9-х классов продолжают обучение в 10 классе, что обусловлено особенностями контингента учащихся.
2.3. Организация образовательной деятельности
Образовательные программы
В Гимназии реализуются программы начального общего образования(НОО), основного общего образования(ООО), среднего общего образования (СОО).
Программа НОО разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа ООО разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа СОО разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Образовательные программы в Гимназии осваиваются в очной форме обучения и в форме индивидуального обучения на дому.
Образовательные технологии
Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Используемые в Гимназии образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность учебного процесса, мобильность учащихся, независимо от возраста и уровня образования. В Гимназии представлен широкий спектр образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе.
В условиях реализации требований ФГОС НОО, ООО, СОО используются следующие технологии.
Уровень образования |
Технологии |
Начальное общее образование |
- Проектной деятельности; - продуктивного чтения; - оценивания учебных успехов; - уровневой дифференциации; - проблемно-диалогические; - информационно-коммуникационные; - здоровьесберегающие, - дистанционного обучения, - интерактивного обучения |
Основное общее образование |
- Развития критического мышления; - проектного обучения и исследовательской деятельности; - обучения в сотрудничестве; - уровневой дифференциации; - информационно-коммуникационные; - здоровьесберегающие, - дистанционного обучения, - перевернутый класс, - интерактивного обучения |
Среднее общее образование |
- Развития критического мышления; - проектного обучения и исследовательской деятельности; - обучения в сотрудничестве; - уровневой дифференциации; - информационно-коммуникационные; - здоровьесберегающие, - дистанционного обучения, - перевернутый класс, - интерактивного обучения |
Использование широкого спектра образовательных технологий дает возможность педагогическому коллективу Гимназии продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Предпрофильная и профориентационная работа
Предпрофильная и профориентационная работа в Гимназии проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии. Для достижения этой цели используются формы и методы организации учебно-воспитательной процесса, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Профессиональная ориентация в Гимназии включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей.
Профориентационная работа осуществляется также и в системе внеклассных, общегимназических мероприятий.
План работы реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия Гимназии с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учреждениями. Гимназия сотрудничает со средними и высшими профессиональными образовательными учреждениями: ГАПОУ МО "Мурманский строительный колледж имени Н.Е. Момота", ГАПОУ МО «Мурманский индустриальный колледж», ГАПОУ МО «Мурманский педагогический колледж», ФГБОУ ВПО МГТУ, ФГБОУ ВПО МАГУ.
В Гимназии открыт профильный нефтегазовый класс. Цель проекта «Газпром-классы» - это в первую очередь подготовка перспективного кадрового резерва ООО «Газпром-добыча шельф Южно-Сахалинск» из числа наиболее способных и мотивированных на успешную профессиональную самореализацию учащихся через повышение качества образования и целенаправленную профессиональную ориентацию, сопровождение обучения в школах, а также в образовательных организациях высшего образования.
Дополнительное образование и внеурочная деятельность
Система дополнительного образования охватывает разные возрастные группы и ориентирована на свободный выбор деятельности, что способствует созданию единого детского творческого коллектива Гимназии. Высокий профессионализм и квалификация педагогов дополнительного образования Гимназии обеспечивает качественное обучение и максимальное развитие индивидуальных творческих качеств учащихся. Реализуются дополнительные программы разных направленностей:
- техническая: «Оператор цифрового видео», «Робототехника», «Соревновательная робототехника», «Учимся чертить».
- физкультурно-спортивная: «Футбол», «Баскетбол».
- художественная: «Креативное рукоделие», «Бисероплетение», «Умелые ручки», «Лоскуток», «Творческая мастерская».
- естественно-научная: «Флора и фауна морей Северного бассейна».
- социально-педагогическая: «Телерадиоведущие».
В системе дополнительного образования Гимназии занимаются около 45% обучающихся.
В Гимназии ведется большая внеурочная работа, направленная на выявление и поддержку талантливых детей. Ежегодно проводится гимназическая научно-практическая конференция. Учащиеся результативно участвуют в интеллектуальных, творческих конкурсах и играх, спортивных мероприятиях различного уровня.
- V региональный чемпионат «Юниорпрофи» Мурманской области:
1 место в номинации «Прототипирование 14+» (11 класс);
1 место в номинации «Мобильная робототехника 14+» (11 класс).
- Региональный отборочный этап «V Всероссийской олимпиады по 3D технологиям»:
1 место в номинации «3D моделирование с элементами технологического предпринимательства» (11 класс).
- V региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia):
Призер в компетенции «Инженерный дизайн CAD» (10 класс)
В целях формирования навыков здорового образа жизни эффективно реализуется программа по профилактике алкоголизма, токсикомании, наркомании, табачной зависимости.
Большое внимание уделяется организации работы с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей. Систематически проводятся тематические родительские собрания, диспуты, круглые столы, спортивные мероприятия с участием родителей (законных представителей).
Особое внимание уделяется организации условий для полноценного качественного питания учащихся. С этой целью в Гимназии реализуется программа «Разговор о правильном питании». Планомерная работа в этом направлении позволила повысить уровень охвата горячим организованным питанием учащихся до 95%
В целях сохранения и укрепления здоровья участников образовательной деятельности большое внимание уделяется работе, направленной на реализацию профилактических мер по снижению производственного и детского травматизма. Регулярно проводятся мониторинги физической подготовленности учащихся, мониторинги здоровия.
Воспитательная работа гимназии направлена на обеспечение духовно-нравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу работы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Воспитательная система предусматривает приобщение учащихся к национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности. В Гимназии обеспечивается создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания.
2.4. Ресурсы и условия осуществления образовательной деятельности
Кадровые ресурсы
Общая характеристика педагогического состава Гимназии
Укомплектованность педагогическими кадрами |
100 % |
Кадровый состав |
Администрация – 5 чел. Педагогические работники – 57 чел., из них учителя – 47 чел. Обслуживающий персонал – 15 чел |
Квалификация педагогических работников |
Заслуженный учитель РФ – 2 чел. Высшая категория – 21 чел. Первая категория – 19 чел. Соответствие занимаемой должности – 6 чел. Не имеют категории – 10 чел. (из них 7 молодых специалистов) |
Образование педагогических работников |
Высшее профессиональное – 51 чел. Среднее профессиональное – 5 чел. |
Стаж работы педагогических работников |
От 0 до 1 года – 4 чел. От 2 до 5 лет – 8 чел. От 5 до 10 лет – 10 чел. От 10 до 20 лет – 11 чел. 20 лет и более – 24 чел |
Возраст педагогических работников |
20 – 35 лет – 18 чел. 35 лет и старше – 39 чел., из них пенсионеров – 20 чел. |
89,4 % педагогических работников имеют высшее педагогическое образование, 42% работников имеют опыт работы более 20 лет, количество работающих пенсионеров составляет 35% коллектива.
Квалификация педагогических работников
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
|
Численность педагогических работников |
56 |
57 |
56 |
- из них имеют высшую квалификационную категорию, в % |
50 % |
38,5 % |
44,6 % |
- из них имеют первую квалификационную категорию, в % |
35,7 % |
36,8 % |
37,5 % |
Соответствие занимаемой должности, в % |
14,3 % |
24,6 % |
17,8 % |
Сравнительный анализ показателей за последние 3 года свидетельствует о стабильной численности педагогических работников Гимназии. Численность учителей изменяется пропорционально количеству контингента учащихся. Все педагоги имеют полную занятость.
89,4 % педагогических работников - это педагоги с высшим педагогическим образованием, методически подготовленные грамотные квалифицированные специалисты, 50 % педагогического коллектива представлена людьми пенсионного и предпенсионного возраста, с богатым педагогическим опытом.
Участие педагогов в конкурсах, фестивалях педагогического мастерства
Учебный год |
Количество участников |
Результат |
|
Региональный конкурс методических разработок по организации процесса обучения русскому языку «Педагогическая мастерская» |
2017-2018 |
1 1 |
Победитель Победитель |
Уроки педагогического мастерства |
2017-2018 |
2 |
Победитель |
Всероссийский конкурс методических разработок |
2017-2018 2018-2019 2019 - 2020 |
3 3 4 |
Победитель, призеры Победитель, призеры Победитель, призеры |
Педагоги ориентированы на профессиональный рост, стремятся заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы, а также быть примером для молодых специалистов.
Участие педагогов Гимназии в работе городских творческих групп
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
6 чел. |
9 чел. |
7 чел. |
Регионально-национальный компонент в условиях реализации ФГОС ООО |
Дистанционная химическая школа: сопровождение участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии |
Создание фонда оценочных средств по географии |
Дистанционная химическая школа: тьюторское сопровождение участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии |
Разработка и создание сборника методических материалов по организации и проведению исследовательских кейсов в образовательной деятельности |
Создание дидактических материалов и электронного ресурса для подготовки обучающихся к ВПР по английскому языку |
Сопровождение сайта виртуального сообщества учителей иностранных языков города Мурманска |
Разработка и методическое сопровождение образовательных проектов на уроках биологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО |
Создание учебно-методических материалов по русскому языку и литературе с использованием интерактивных и электронных средств обучения для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации |
Час чтения как форма развития читательских компетенций и информационной культуры младших школьников |
Создание электронного ресурса для дистанционной подготовки участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку |
Создание методического пособия «Нестандартные формы уроков русского языка и литературы» |
Создание электронного ресурса для дистанционной подготовки участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку |
Разработка методического инструментария в целях создания безопасных условий на уроках физической культуры |
Формирования основ финансово-экономической грамотности как фактор развития метапредметных компетенций учащихся |
Критериальное оценивание учебных достижений школьников по учебному предмету «География». Технологии критериального оценивания |
Создание и реализация эффективных форм взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся |
Педагоги Гимназии активно участвуют в обобщении и распространении своего педагогического опыта. 70% педагогов принимают участие в семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах педагогического и методического мастерства. Ежегодно учителя Гимназии являются членами предметных жюри и экспертами экзаменационных комиссий.
Ведется планомерная и целенаправленная работа по созданию здоровьесберегающей образовательной среды и внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Педагоги Гимназии выявляют в содержании учебных предметов материал, направленный на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни и систематизируют его. Ежегодно проводятся семинары, педсоветы для учителей Гимназии по изучению особенностей организации здоровьесберегающей деятельности в Гимназии. Все педагоги Гимназии активно используют в педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии.
Материально-технические ресурсы
Гимназия располагает современной материально-технической базой, которая обеспечивает возможность достижения учащимися установленных требований к результатам освоения основных образовательных программы по уровням образования.
Здание Гимназия (набор и размещение помещений для осуществления учебного процесса, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания учащихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий) соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивает возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности.
Материально-техническая база |
Здание – типовое, трёхэтажное: классные комнаты – 35 компьютерный класс - 2 мобильные компьютерные классы – 2 персональные компьютеры – 168 мастерские – 3 физкультурный зал – 3 (1 большой и 2 малых) стадион – 1 столовая – посадочных мест - 270 актовый зал – 1 лекционный зал - 1 Библиотека: учебный фонд -15103 учебные пособия – 33 справочные материалы - 906 художественный фонд - 39512 всего - 65319 медицинский и процедурный кабинеты - 2 кабинет педагога-психолога – 1 кабинет социального педагога – 1 учреждение подключено к сети «Интернет» |
Здание Гимназии рассчитано на 850 учащихся. Здание поддерживается в хорошем состоянии, регулярно проводятся ремонтные работы. Все учебные кабинеты оборудованы в соответствии с нормативными документами. Имеются столярная и слесарная мастерские, кабинет обслуживающего труда для девочек. 3 спортивных зала оснащены необходимым спортивным инвентарем.
Гимназия располагает административными и техническими помещениями. На первом этаже расположен гардероб для учащихся всех уровней обучения. На каждом этаже установлены санузлы для мальчиков и девочек, имеются помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря. Имеется столовая на 270 посадочных мест, обеспеченная необходимым технологическим оборудованием. Оснащение медицинского и процедурного кабинетов, кабинета психолога на 100% позволяет систематически осуществлять контроль за состоянием здоровья учащихся.
Состояние отопления, водоснабжения, канализации, сантехнического оборудования, энергоснабжения, центральной вентиляции для соблюдения воздухообмена в Гимназии – удовлетворительное. Систематически проводится контроль опрессовки системы отопления, осуществляется проверка сопротивления изоляции электросети и заземления.
В Гимназии соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к образовательной деятельности, к санитарно-бытовым и социально-бытовым условиям.
Информационно-методические условия
Информационно-методические условия обеспечиваются современной информационно-образовательной средой, которая включает в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
В течение последних пяти лет деятельность в области информатизации образования в Гимназии была направлена на решение следующих задач:
- модернизация сайта и медийных ресурсов Гимназии, отвечающего современным требованиям и положениям;
- оптимизация сетевого взаимодействия Гимназии с информационным пространством через сайт Гимназии и АИС «Электронная школа»;
- оснащение Гимназии компьютерной и мультимедийной техникой, отвечающим современным образовательным.
- внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность, развитие единого информационного пространства;
- эффективное использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов в образовательной и воспитательной деятельности;
- организация двухфакторной фильтрации интернет-ресурсов в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Федеральным законом от 28.07.2012 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- создание оптимальных условий и обучение педагогических и руководящих кадров информационным технологиям;
- развитие информационной культуры и повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся и педагогов в области современных информационных технологий;
- осуществление через проектную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий адаптацию учащихся к реальной жизни;
- формирование и реализация у участников образовательного деятельности навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения творческих образовательных задач;
- усиление дифференциации и индивидуализации учебного процесса путем внедрения вариативных образовательных программ с применением ИКТ.
Модернизация сайта Гимназии осуществляется с учетом требований Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления в нем информации» и других нормативных документов. Процент наполнения сайта материалами в 2019-2020 учебном году составил 70%. Создана версия для слабовидящих в соответствии с ГОСТ Р 52872-2012.
100% педагогов владеют на базовом уровне информационными, мультимедийными и цифровыми ресурсами. 80% всех уроков проводятся с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. 100% педагогов систематически используют ИКТ в образовательном и воспитательном процессах.
В рамках реализации проекта «Переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде» с 2018 года Гимназия активно использует автоматизированную информационную систему «Электронная школа».
Целенаправленно и планомерно продолжается оснащение Гимназии компьютерной техникой. Гимназия имеет:
- 2 компьютерных класса,
- 2 мобильных компьютерных класса,
- единую локальную сеть,
- телестудию.
100% учебных кабинетов оснащены компьютерами и МФУ, 87 % - интерактивной техникой (32 интерактивных досок, 38 проекторов).
Оснащенность компьютерной техникой позволила активизировать использование современных информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности.
Создание информационно-методических условий направлено на обеспечение информационно-методической поддержки образовательной деятельности, дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений. Эффективное использование информационно-образовательной среды для решения задач повышения качества образования в Гимназии обеспечивается владением сотрудниками ИКТ-компетентностями.
Информационно-библиотечный центр (ИБЦ)
Согласно требований ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО; Федеральной Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2016 г. № 715); регионального проекта «Создание информационно-библиотечных центров в общеобразовательных организациях» (Приказ Министерства образования и науки Мурманской области и Комитета по культуре и искусству Мурманской области от 03.11.2016 № 1983/228 «О реализации проекта «Создание информационно-библиотечных центров в общеобразовательных организациях») в Гимназии создан информационно-библиотечный центр.
Информационно-библиотечный центр предоставляет информацию, ресурсы и консультативную поддержку, способствуя социальной адаптации учащихся и создавая условия для самообразования и развития информационной культуры личности всех участников образовательного процесса Гимназии.
В течение последних четырёх лет деятельность ИБЦ в Гимназии была направлена на решение следующих задач:
- Организация современной предметно-развивающей среды в пространстве Гимназии, способствующей приобщению к чтению.
- Расширение направлений деятельности ИБЦ.
- Внедрение современные информационные технологии в области библиотечных услуг в деятельность ИБЦ Гимназии.
- Расширение библиотечного обслуживания всех членов сообщества Гимназии (учащиеся, учителя, родители).
- Организация доступа к местным, региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам.
- Формирование информационной культуры учащихся через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей.
- Интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением учащихся.
- Обновление библиотечных фондов.
ИБЦ Гимназии взаимодействует с участниками образовательных отношений через педагогический коллектив:
Педагог-организатор содействует развитию личности учащихся, их талантов, формированию общей культуры, изучает интересы и потребности обучающихся, организует общешкольные выставки, смотры, конкурсы, вечера, праздники, массовые театрализованные мероприятия.
МО учителей начальных классов (в лице учителей начальной школы, воспитателя ГПД) создает условия для формирования интереса к чтению, творческой активности ребенка. Проводят (в сотрудничестве с ИБЦ) в классе различные мероприятия: викторины, конкурсы, устные журналы.
МО классных руководителей отвечает за создание благоприятных условий для формирования и развития творческой активности учащихся. Совместно с сотрудниками ИБЦ проводят в классе классные часы, беседы, викторины, конкурсы, КВНы. Оказывают помощь учащимся в их учебной деятельности, содействует получению каждым учащимся дополнительного образования.
Педагог-библиотекарь ИБЦ формирует библиотечный фонд в соответствии с информационными потребностями учителей и школьников. Организует работу ИБЦ в соответствии с современными требованиями как для отражения состава фонда, так и для обучения читателей самостоятельному поиску информации, ведет библиотечные уроки, участвует в организации книжных выставок и т.д. проводит диагностику и анализ результатов по реализации проекта развития ИБЦ. Принимает меры по обеспечению центра необходимым оборудованием, привлечению средств для комплектования ИБЦ. Информационно-библиотечный центр имеет свою собственную страницу в сети «Интернет», ведет плодотворную деятельность с библиотеками города.
Психолого-педагогические условия
В Гимназии созданы психолого-педагогические условия для реализации образовательной деятельности, которые обеспечивают:
- преемственность содержания и форм организации учебного процесса;
- учет специфики возрастного психофизического развития учащихся;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательной деятельности;
- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательной деятельности.
2.5. Ключевые проблемы, на решение которых направлена Программа
- Создание системы сетевого взаимодействия, которая будет оказывать учащимся помощь в выборе будущей профессии, подготовке к поступлению в вуз.
- Расширение сетевых партнерских связей со сторонними организациями в интересах развития Гимназии.
- Расширение образовательных возможностей для повышения качества образования учащихся через многопрофильность и вариативность образовательных программ общего и дополнительного образования.
- Развитие математического и инженерно-технологического образования.
- Совершенствование систем работы по развитию талантов учащихся через создание центра научно-исследовательских проектов.
- Совершенствование модели управления качеством образования.
- Создание востребованной воспитательной системы для реализации современной молодежной политики.
- Модернизация системы управления «Гимназия – родители – общественность»
3. Концепция развития Гимназии
3.1. Стратегические основания жизнедеятельности Гимназии
Концепция, разработанная на основе анализа, социального заказа, внешней среды, проблем и возможностей Гимназии, отражает новый этап в её развитии. В основу концептуальной модели Гимназии положена идея воспитания здоровой, разносторонне развитой личности через создание образовательной среды, дающей возможность каждому выпускнику реализовать свои потребности, осуществить планы на выбор правильного жизненного пути, профессии.
Исходя из анализа образовательной ситуации в Гимназии и современного состояния образования, определена стратегическая цель: повышение конкурентных преимуществ гимназии как образовательной организации, ориентированной на создание условий для формирования успешной личности ученика.
Основными принципами жизнедеятельности Гимназии являются:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности;
- принцип развивающего обучения;
- принцип целостности образования;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип культуросообразности;
- принцип саморазвития;
- принцип партнёрства.
Свою миссию Гимназия видит по отношению:
- к учащимся – в создании условий для получения доступного качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО и концепциями учебных предметов (предметных областей);
- к педагогам – в предоставлении каждому педагогу возможности для развития компетенций в соответствии с профессиональными стандартами педагогической деятельности;
- к родителям – в вовлечении их в формирование образовательной среды и школьного уклада, отвечающих требованиям ФГОС НОО, ООО, СОО;
- к социуму - в распространении эффективных педагогических практик на муниципальном и региональном уровнях; в обеспечении сетевого взаимодействия с муниципальными общеобразовательными учреждениями и сетевыми партнерами.
Современная Гимназия призвана достичь ряда основополагающих задач, определенных потребностями развития общества:
1. Создание особых условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
2. Создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка в условиях гуманистического воспитания.
3. Создание условий для физического и психологического комфорта учащихся в Гимназии.
4. Формирование нравственного, здорового микроклимата в детском сообществе для появления толерантных взаимоотношений, развития коммуникативной культуры, нравственных качеств личности.
5. Сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей.
6. Модернизация и пополнение материально-технического обеспечения Гимназии.
В связи с этим выделены следующие направления совершенствования образовательного пространства школы:
- приведение нормативно-правовой базы школы в соответствие с новыми требованиями ФГОС и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- оптимизация системы профессионального роста педагогических работников в рамках ФГОС;
- развитие содержания и организации образовательного процесса;
- обновление инфраструктуры школы;
- совершенствование системы взаимодействия школы с внешней средой.
Модель выпускника Гимназии
Выпускник Гимназии – успешный, социально-интегрированный, инициативный, готовый к межкультурной коммуникации, способный развиваться и развивать свою страну
Составляющие образа выпускника - его компетенции и качества:
- образовательные компетенции предполагают достижение повышенного и высокого уровней знаний, умений и навыков по предметам учебного плана;
- предметно-информационные компетенции предполагают умение работать с информацией, в том числе на иностранных языках (английском языке), ее преобразовывать;
- деятельностно-коммуникативные компетенции проявляются в способности к сотрудничеству, творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения;
- ценностно-ориентационные компетенции включают систему отношения к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности.
Выпускник Гимназии должен обладать качествами, позволяющими ему осуществить успешное продолжение образования и получение избранной специальности, успешное трудоустройство, должен иметь способность успешно разрешать жизненные проблемы, адаптироваться в обществе.
3.2 Образовательная система Гимназии
Образовательная среда
В основу образовательной системы Гимназии, построенной в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, будут положены следующие идеи:
- формирование практико-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей обучение, воспитание и развитие высоконравственной, интеллектуальной, успешной личности учащихся, настоящего гражданина России, а также преемственность всех уровней образования и успешную социальную интеграцию выпускников Гимназии в общество;
- развитие открытости образовательной системы Гимназии для внешнего социума;
- развитие традиций сотрудничества педагогов, учащихся и их родителей;
- применение интерактивных образовательных технологий, компетентностного и личностно-ориентированного подходов, позволяющих повысить профессиональную компетентность педагогов, сформировать ключевые компетенции учащихся.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование
Главной задачей Гимназии на новом этапе считаем создание целостной воспитательной системы, охватывающей весь педагогический процесс, объединяющей, внеурочную деятельность и общение за пределами гимназии. Основным условием развития воспитательной системы является согласованное функционирование этих подсистем, их соответствие следующим требованиям:
- гуманистический стиль отношений между всеми участниками образовательных отношений;
- разумная дисциплина и порядок;
- возможность проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых;
- демократические принципы управления Гимназией.
Главные критерии оценки: личностные и метапредметные результаты, соответствующие ФГОС.
Взаимодействие основного и дополнительного образования будет нацелено на создание единого педагогического пространства, в котором будет происходить духовно-нравственное развитие, образование и оздоровление учащихся.
Дополнительное образование будет решать задачу занятости учащихся во внеурочное время, развития и укрепления здоровья, раскрытия творческих способностей, исходя из интересов и запросов учащихся, родителей, а также возможностей материальной базы Гимназии.
Целями развития системы дополнительного образования учащихся являются сохранение государственных гарантий доступности и бесплатности; повышение эффективности системы дополнительного образования через создание условий для их саморазвития, успешной социализации и профессионального самоопределения, организации активной жизнедеятельности учащихся; обеспечение комфортного самочувствия в детском сообществе.
Концепция системы развития дополнительного образования будет реализовываться на основе личностно ориентированного, социокультурного подходов. Новые социальные требования к образованию стимулируют внедрение инновационного подхода по основным направлениям развития дополнительного образования учащихся в Гимназии:
- использование ресурсов дополнительного образования для совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся;
- развитие потенциала дополнительного образования в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних;
- обновление содержания дополнительного образования на основе использования передовых технологий и методик;
- стимулирование инновационной деятельности педагогов дополнительного образования путем проведения конкурсов, семинаров.
Планируемые результаты урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; формирование у учащихся ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
3.3 Обеспечивающая система Гимназии
Коллектив Гимназии будет осуществлять образовательную деятельность на основе принципов гуманизации, природосообразности, развивающего обучения, целостности образования, индивидуализации и дифференциации обучения, культуросообразности, саморазвития.
Повышение профессионального и научно-методического уровня педагогов Гимназии будет обеспечиваться за счет:
- освоения дополнительных профессиональных программ;
- работы по самообразованию в межаттестационный период;
- создания условий для введения национальной системы учительского роста и реализации современных моделей наставничества;
- диссеминации передового педагогического опыта на разных уровнях.
В Гимназии будет создана развивающая среда для успешного функционирования, высокой степени участия членов коллектива в управлении и самоуправлении, непрерывного самообразовании и повышения профессиональной компетентности педагогов, формирования ключевых компетентностей учащихся, повышения социокультурного уровня родителей, сотрудничества с социальными партнерами, развития дополнительных образовательных услуг.
Материально-технические условия реализации основных образовательных программ начального общего образования и основного общего образования будут обеспечивать:
- возможность достижения учащимися установленных ФГОС результатов освоения основных образовательных программ НОО, ООО, СОО;
- соблюдение санитарно-гигиеничексих норм образовательной деятельности и требований: к социально-бытовым условиям; пожарной и электробезопасности; охраны здоровья учащихся и охраны труда работников Гимназии; к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в Гимназии.
Гимназия имеет необходимые условия для обеспечения образовательной и административной деятельности:
- помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой, изобразительным искусством;
- лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков;
- информационно-библиотечный центр с рабочими зонами, оборудованными читальным залом и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
- административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебной деятельности с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
- полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности.
3.4 Система управления Гимназией
Системный характер нововведений, обеспечивающий перевод Гимназии в качественно новое состояние, требует соответствующей управляющей системы. Внутришкольное управление будет основываться принципах единоначалия и коллегиальности:
- профессионализм руководящих работников учреждения (проявляется в наличии правильных устремлений, целей, реальном владении основами научных теорий и вариативными технологиями управленческой деятельности, знанием педагогических инноваций и др.);
- мотивационность управления, предполагающая соответствие сформулированных целей ценностным ориентациям членов педагогического коллектива;
- эффективное сотрудничество руководителей с учащимися, родителями, педагогическими работниками и общественностью, возможность творческой состязательности в достижении поставленных целей;
- определенность функциональных обязанностей, прав и ответственности;
- самостоятельность при принятии управленческих решений;
- демократический стиль руководства и контроля;
- гуманизация образовательной деятельности;
- создание гуманитарной среды.
К числу главных свойств управляющей системы новой Гимназии следует отнести: адаптивность, целевой, коллегиальный характер управления. Содержание управленческой деятельности, в которую все более вовлекаются различные субъекты образовательной деятельности, представители общественности, гимназического самоуправления, учреждений и организаций – партнеров Гимназии, заключается в поддержании и развитии достижений Гимназии в новых социально-экономических условиях.
При реализации основных управленческих функций, таких как планирование, организация, руководство, контроль будут в полной мере учтены личностные и профессиональные особенности всех членов педагогического коллектива, вклад каждого в реализацию Программы.
Демократизация управления в Гимназии будет направлена на обеспечение открытости, вариативности образовательной деятельности.
При этом основными направлениями деятельности администрации Гимназии будут:
- нацеливание педагогического коллектива на достижение задач по повышению качества образования с учетом запросов учеников, родительского сообщества;
- обеспечение условий для развития и сплоченности педагогического коллектива;
- отслеживание динамики профессионального роста педагогов;
- включение каждого педагогического работника в исследовательскую поисковую деятельность;
- формирование коллектива единомышленников – учителей, учащихся, представителей общественности и родителей, объединенных общностью идей и интересов.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемые результаты |
Целевые показатели |
2020 |
2025 |
Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг через совершенствование структуры и содержания образовательного процесса с учетом внедрения инновационных подходов |
Устойчивая положительная динамика образовательных достижений учащихся. Рост удовлетворенности родителей учащихся качеством образовательных услуг по результатам анкетирования |
95 % |
98 % |
Дальнейшая информатизация образовательного процесса и управления |
Увеличение доли использования ИКТ-инструментов в образовательной деятельности и администрировании |
95 % |
100 % |
Расширение социально-партнерских связей |
Гимназия налаживает сетевое взаимодействие с другими организациями для образовательного и иных видов сотрудничества |
85 % |
100 % |
Изменение образовательной среды: пополнение материально-технических ресурсов Гимназии современным учебным компьютерным оборудованием и программным обеспечением |
Увеличение доли современного учебного ИКТ-оборудования и программного обеспечения |
85 % |
100 % |
5. Стратегия развития Гимназии
Цель: повышение конкурентных преимуществ школы как образовательной организации, ориентированной на создание условий для формирования успешной личности ученика.
Задачи:
- Формирование устойчивой мотивации учащихся к повышению своего уровня подготовки через урочную и внеурочную деятельность.
- Развитие сетевого взаимодействия.
- Активизация системы общественно-гражданского управления гимназией
- Создание единого образовательного пространства «Гимназия-родители-общественность-предприятия и организации города Мурманска».
- Мониторинг реализации ФГОС в образовательной организации.
- Создание цифровой среды в образовательной организации.
- Повышение качества работы с одаренными детьми.
- Реализация программы здоровьесбережения учащихся.
Сроки и этапы реализации Программы
Сроки |
Этапы |
Задачи |
2021г. |
Подготовительный |
|
2021 –2023 г.г. |
Практический |
|
2024 г. |
Аналитико-обобщающий |
|
Направления стратегических изменений
1. Обновление содержания и технологий обучения и воспитания, введение обновленных федеральных государственных стандартов.
2. Повышение профессионального уровня, развитие творческого потенциала педагогических кадров как важнейшего фактора повышения качества образования.
3. Совершенствование работы по выявлению и поддержке одарённых учащихся, учащихся с высокой мотивацией.
4. Совершенствование здоровьесберегающей среды
5. Совершенствование процесса информатизации
6. Укрепление материально-технической базы Гимназии для эффективной реализации Программы
7. Совершенствование системы внутришкольного управления
6. План действий по реализации Программы
6.1. Обновление содержания и технологий обучения и воспитания, введение обновленных федеральных государственных стандартов
№ п\п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Разработка и реализация основных образовательных программ, обеспечивающих введение обновленных ФГОС |
2021-2024 |
Зам. директора по УВР |
2 |
Совершенствование применения инновационных технологий обучения: дистанционных, здоровьесберегающих, проблемных, исследовательских, проектных, игровых, реализация системно-деятельностного подхода |
2021-2024 |
Директор Гимназии, зам. директора по УВР, руководители МО |
3 |
Совершенствование системы предпрофильной подготовки учащихся, ориентированной на осознанный выбор профиля обучения и будущей профессии |
2021-2024 |
Директор Гимназии, зам. директора по УВР, классные руководители |
4 |
Совершенствование диагностического инструментария, направленного на определение профиля обучения |
2021-2024 |
Зам. директора по УВР, педагог-психолог |
5 |
Совершенствование системы мониторинга качества знаний |
2021-2024 |
Администрация Гимназии |
6 |
Разработка модели комплексной оценки достижений учащихся на основе ученических портфолио |
2021-2024 |
Зам. директора по УВР, ВР, педагогические работники |
6.2. Повышение профессионального уровня, развитие творческого потенциала педагогических кадров как важнейшего фактора повышения качества образования
№ п\п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
||
1 |
Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации |
ежегодно |
Зам. директора по УВР |
||
2 |
Развитие внутришкольной системы повышения профессиональной компетентности педагогов |
ежегодно по плану |
Директор Гимназии, зам. директора, руководители МО |
||
3 |
Построение индивидуальных траекторий профессионального роста педагогов |
ежегодно |
Зам. директора |
||
4 |
Организация работы педагогических работников по самообразованию с учетом направлений инновационной деятельности Гимназии |
постоянно |
Директор Гимназии, зам. директора |
||
5 |
Формирование банка методических материалов, достижений передового педагогического опыта по вопросам развития детской одаренности, осуществления проектной и исследовательской деятельности |
2021-2024 |
Зам. директора руководители МО |
||
6 |
Развитие сетевой формы повышения уровня профессионального мастерства по созданию методических разработок для онлайн-формата |
2021-2024 |
Директор Гимназии, зам. директора, руководители МО |
||
6.3. Совершенствование работы по выявлению и поддержке одарённых учащихся, учащихся с высокой мотивацией
№ п\п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
||
1 |
Повышение охвата учащихся, участвующих в предметных олимпиадах разного уровня, конкурсах, конференциях и других мероприятиях, обеспечивающих развитие одаренных учащихся и предоставляющих возможность проявления их творческого потенциала |
2021-2024 |
Администрация Гимназии, педагоги |
||
2 |
Диагностика потребностей учащихся и их родителей в дополнительных образовательных услугах |
2021-2024 |
Администрация Гимназии |
||
3 |
Совершенствование внеурочной деятельности учащихся с учетом потребностей и возможностей одаренных учащихся по направлениям: эколого-биологическое, естественно-научное, культурологическое, художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, военно-патриотическое |
2021-2024 |
Зам. директора по ВР |
||
4 |
Организация работы кружков по интересам, дополнительных занятий с учащимися по подготовке к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам и т.д. |
2021-2024 |
Зам. директора по УВР |
||
5 |
Использование информационных возможностей сайта для предъявления результатов деятельности Гимназии, достижений участников образовательной деятельности |
2021-2024 |
Администратор сайта гимназии, администрация Гимназии |
||
6 |
Создание банка данных о заочных, очно-заочных, дистанционных курсах, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей одаренных учащихся |
2021-2024 |
Зам. директора, руководители МО |
||
6.4. Совершенствование здоровьесберегающей среды
№ п\п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
||
1 |
Диагностика показателей состояния здоровья учащихся |
ежегодно |
Зам. директора по ВР, медицинский работник |
||
2 |
Совершенствование системы мониторинга состояния здоровья учащихся, информирования субъектов образовательных отношений о его результатах, предоставления соответствующих рекомендаций |
2021-2024 |
Зам. директора по ВР, медицинский работник |
||
3 |
Обеспечение валеологизации и здоровьесбережения образовательной деятельности |
2021-2024 |
Зам. директора, педагоги |
||
4 |
Формирование системы защитных и профилактических мер по сохранению физического и психологического здоровья ребенка при использовании компьютерных ресурсов |
2021-2024 |
Зам. директора; учитель информатики |
||
5 |
Мониторинг психических и физических нагрузок, которым подвергаются учащиеся в процессе образовательной деятельности |
ежегодно |
Зам. директора; педагог-психолог |
||
6 |
Совершенствование работы по организации здорового питания, медицинского обслуживания учащихся и педагогических работников |
2021-2024 |
Зам. директора; социальный педагог; ответственный за питание; зав. столовой; медицинский работник |
||
7 |
Разработка и реализация программ и проектов, связанных с организованным досугом учащихся и их семей (поддержание и развитие здоровья) |
2021-2024 |
Зам. директора учителя физической культуры; классные руководители |
||
8 |
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся по проблеме здоровьесбережения с применением ИКТ |
ежегодно |
Зам. директора; научные руководители |
||
9 |
Расширение форм и повышение интенсивности использования спортивного комплекса Гимназии через реализацию воспитательной программы спортивно-оздоровительной направленности |
2021-2024 |
Зам. директора по ВР; учителя физической культуры |
||
6.5. Совершенствование процесса информатизации
№ п\п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
||
1 |
Диагностика потребностей участников образовательных отношений в формировании ИКТ-компетентности |
ежегодно |
Зам. директора |
||
2 |
Развитие ИКТ-компетентности участников образовательной деятельности (по потребностям) |
2021-2024 |
Зам. директора; учитель информатики |
||
3 |
Совершенствование методики работы педагогических работников с электронными образовательными ресурсами нового поколения |
2021-2024 |
Зам. директора; педагогические работники |
||
4 |
Обеспечение процесса обучения и направлений воспитательной работы программными продуктами и ИКТ-оборудованием. Применение дистанционных методик обучения |
2021-2024 |
Директор Гимназии |
||
5 |
Совершенствование электронного документооборота в управленческой деятельности. Совершенствование работы в АИС «Электронная школа» |
2021-2024 |
Администрация Гимназии |
||
6 |
Внедрение компьютерного мониторинга образовательной деятельности |
2021-2024 |
Администрация Гимназии |
||
7 |
Компьютеризация деятельности сопровождающих служб и подразделений. Активизация использования сайта ГОСУСЛУГ |
2021-2024 |
Администрация Гимназии |
||
8 |
Приобретение премиум-версий приложений цифровых образовательных платформ для организации дистанционного обучения |
2021-2024 |
Директор Гимназии |
||
6.6. Укрепление материально-технической базы Гимназии для эффективной реализации Программы
№ п\п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
||
1 |
Создание условий для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья |
2021-2024 |
Директор, зам. директора по АХР |
||
2 |
Совершенствование материально-технической базы Гимназии в соответствии с нормативными требованиям ФГОС |
2021-2024 |
Директор, зам. директора по АХР |
||
3 |
Обеспечение всех учебных кабинетов современными средствами обучения (компьютеры с соответствующим лицензионным программное обеспечение, проекторы, интерактивные доски и пр.) |
2021-2024 |
Директор, зам. директора по АХР |
||
4 |
Оснащение мастерских современным оборудованием |
ежегодно |
Директор, зам. директора по АХР |
||
5 |
Приобретение программы для автоматизации работы информационно-библиотечного центра |
2021-2024 |
Директор, зам. директора по АХР |
||
6.7. Совершенствование системы внутришкольного управления
№ п\п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
||
1 |
Исследование степени удовлетворенности участников образовательных отношений условиями и системой управления Гимназии |
ежегодно |
Администрация Гимназии |
||
2 |
Внесение изменений в основные образовательные программы в соответствии с внедрением обновленных ФГОС |
2021-2024 |
Администрация Гимназии |
||
3 |
Разработка сборника локальных актов, регламентирующих управленческую деятельность Гимназии |
2021-2024 |
Администрация Гимназии |
||
4 |
Развитие кадрового ресурса в соответствии с требованиями ФГОС |
2021-2024 |
Администрация Гимназии |
||
5 |
Развитие единой локальной сети Гимназии для организации электронного документооборота |
2021-2024 |
Администрация Гимназии |
||
6 |
Использование АИС «Электронная школа» для осуществления связи с родителями и учащимися |
ежегодно |
Администрация Гимназии |
||
7 |
Совершенствование ресурсов сайта Гимназии для повышения эффективности управления |
постоянно |
Администрация Гимназии, учителя-предметники |
||
8 |
Развитие системы общественно-государственного управления |
2021-2024 |
Администрация Гимназии |
||
7. Объём и источники финансирования
Объём финансирования Программы установлен в пределах средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг, субсидии на иные цели, внебюджетных средств.
Источники финансирования: бюджет муниципального образования город Мурманск, внебюджетные средства.
8. Механизм управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет директор Гимназии. Администрация Гимназии несёт ответственность за ход и конечные результаты реализации Программы, рациональное использование финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы в целом, готовит отчётную документацию о ходе и итогах ее реализации, представляет объективные сведения о достигнутых результатах в отчете по самообследованию ОУ.
Программа реализуется через систему ежегодного совместного планирования деятельности администрацией, Советом образовательного учреждения, методическим советом, педагогическим советом, а также социальными партнёрами Гимназии.
Мониторинг выполнения Программы в соответствии с разработанными критериями осуществляет Совет при директоре. В его состав включены представители администрации, педагогического коллектива и родительской общественности. По итогам мониторинга администрация ежегодно уточняет перечень мероприятий Программы, координирует их реализацию, определяет потребности в определенном виде обеспечения.
Исполнители Программы ежегодно в срок до 31 мая предоставляют письменный отчёт директору Гимназии о промежуточных результатах выполнения Программы. Обсуждение промежуточных и итоговых результатов осуществляется на педагогическом совете. Результаты реализации программы по этапам размещаются на сайте Гимназии.
9. Риски и минимизация их влияния
Риски |
Пути минимизации их влияния |
Сохранение в практике работы педагогов старых малоэффективных форм работы с родителями и как следствие отторжение родителей от проблем Гимназии |
Повышение мотивирующего характера управления и методической работы в Гимназии, направленных на развитие Гимназии, в том числе через систему премирования, систему доплат и стимулирующих надбавок |
Низкая заинтересованность части родителей проблемами самореализации и развития ребёнка в учебной и внеурочной деятельности |
Расширение сферы открытости образовательного учреждения; обновление и эффективное использование сайта Гимназии |
Недостаточный уровень квалификации молодых специалистов |
Организация шефства-наставничества, участие в инновационной деятельности Гимназии |
Низкий уровень информационной культуры родителей |
Пропаганда преимуществ современных информационных и образовательных технологий; организация консультаций для родителей по вопросам развития детской одаренности; помощь в формировании ИКТ-компетентности родителей |
Низкий уровень мотивации учителей к реализации стратегии сопровождения |
Разработка и использование эффективной системы мотивации включения педагогов в инновационные процессы. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью. Проведение тренингов. Создание проектных групп смешанного состава для реализации проектов |